Конкуренция стимулирует производителей расширять продуктовый портфель

Российские производители БАД преодолевают стагнацию. Расширяют экспорт, наращивают продуктовую линейку, ищут новые каналы сбыта. Повысить тонус вынуждают не только снижающиеся продажи, но и активность зарубежных игроков на отечественном рынке.

Иностранцы подпирают

За первые пять месяцев 2017 г. российский аптечный рынок БАД показал олимпийскую динамику. По данным AlphaRM, прирост за январь—май составил 16% в денежном выражении. За тот же период 2016 г. отмечено снижение на 11% относительно 2015 г. Но отечественные игроки признаются, что дни беззаботного роста прошли. Сегодня помимо давления регуляторов приходится учитывать конкуренцию СТМ сетевых аптек и их консолидацию. К линейкам БАД тоже повысились требования — на полку отбираются исключительно высоколиквидные бренды. БАДрецы надеются, что проект федерального закона о торговле ЛП дистанционным способом развяжет им руки, в т.ч. в интернете.

Пока же лидеры рынка осваивают зарубежные просторы. В 2016 г. алтайский «Эвалар» закрепился в Австралии, Франции и Словакии, представив 12 брендов. Сегодня экспортная доля компании составляет 10% от оборота. По данным международного исследовательского бюро BCC Research, ближайшие пять лет совокупные темпы годового прироста потребления натуральных средств в мире будут на уровне 6,6%.

В то же время российские лидеры опасаются потерять доли на родном рынке. Они признают, что западные компании приходят в кризисную Россию с лучшими финансовыми показателями, более эффективными маркетинговыми программами и мировой репутацией. Популярность продуктов на основе растений привлекает зарубежных производителей лекарственных трав в Россию, где они охотно запускают локальное производство. Под Воронежем 10 июля стартовало строительство завода лекарственных препаратов, в т.ч. на растительной основе, немецкой Bionoriсa. Через четыре года средства растительного происхождения должны дать годовые объемы в 15 млн блистеров. Инвестиции только первой очереди производства достигнут 2,7 млрд руб.

Хитрый «Хуаюй»

Отечественный производитель старается не отставать — «Эвалар» запустит в Тюмени новую площадку по переработке сырья в 500 т в год и производству 50 т фармсубстанций. Правда, сроки запуска строительства так и не озвучены. Потребность в новой площадке связана с необходимостью масштабировать производство для дальнейшего расширения рынков сбыта. Приезд в мае китайской делегации как потенциальных партнеров был интересен участникам биокластера. «Китайские производители растительной субстанции рассматриваются не как конкуренты, а как партнеры, способные развить инфраструктуру по выращиванию натурального сырья», — отмечает исполнительный директор НП «Алтайский биофармацевтический кластер» Дмитрий Белоусов.

В то же время компании из Китая проявляют больший интерес к выращиванию именно лекарственных растений. Китайская торгово-промышленная компания «Хуаюй» планирует в этом году высадить лекарственные растения в Приморье на 67 га земли. У компании большие планы на дикие целебные травы и китайские растения на Дальнем Востоке. «Нашим фармпроизводителям интересно выращивание сырья исключительно для собственного производства, поскольку внутренний рынок превышает внешний. Продавать сырье российским производителям БАД и лекарств если и будут, то в минимальных объемах», — дал свою оценку владелец гонконговской компании Coffee and Tea, специализирующейся на выращивании чайных и кофейных деревьев за рубежом, Барри Йен.

Производители БАД понимают, что одними добавками не прокормиться, поэтому диверсифицируют производство. Тот же «Эвалар» наращивает долю лекарственных препаратов в портфеле. «По итогам пяти месяцев 2017 г. доля ЛП в обороте компании достигла 11%, в планах довести ее до 15% к концу 2018 г.», — делится планами председатель Совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева.

Подробнее читайте: https://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/badretsy-diversifitsirujutsja-prnt-17-m8-895.html